Как провести сделку купли-продажи квартиры

Как провести сделку купли-продажи квартиры с наименьшими рисками для продавца и покупателя? Расскажем в этой статье.

Купить или прожать жилое помещение можно как самостоятельно, так и прибегая к помощи нотариуса либо профессиональных юристов.

Юристы Мытищинской юридической компании уже более 8 лет оказывают помощь гражданам при приобретении или реализации недвижимости. Мы не только проверяем документацию на соответствие актуальным нормам законодательства, но и помогаем клиентам сэкономить время благодаря подготовке договора и сбору необходимых документов. Получить первую консультацию можно по телефону 8 (495) 928 14 01.

Порядок купли-продажи квартиры

Покупка и продажа недвижимости регулируются параграфом 7 главы 30 Гражданского Кодекса РФ. Оформление купли-продажи квартиры проходит в 3 этапа:

1. Сбор необходимых документов;

2. Заключение договора купли продажи;

3. Регистрация права собственности за новым покупателем.

Несмотря на то, что с 2013 года нет нужды регистрировать договор купли продажи квартиры, обязанность по регистрации перехода права собственности на недвижимость остаётся. Только после проведения этой процедуры сделку по покупке квартиры можно считать завершённой.

Рассмотрим каждый этап более подробно.

Документы для сделки

На каждом этапе оформления сделки нужны различные документы. В статье мы приведём перечень всех бумаг, которые понадобятся для покупки, включая документы, которые нужны покупателю для проверки чистоты приобретаемой жилплощади.

Условно перечень документов можно разделить на основные (необходимые при каждой сделке) и дополнительные (нужны только при определённых особенностях покупаемой квартиры).

Основные документы

Итак, список документов для безопасной покупки:

  • Документы, удостоверяющие личности продавца и покупателя (как правило, паспорта).
  • Выписка из ЕГРН – позволяет определить законное право продавца на недвижимость (оформить выписку может и сам покупатель, обратившись в регистрационную палату или сделав заявку на их сайте).
  • Документ, по которому продавец получил квартиру в собственность, например, договор дарения или завещание.
  • Техпаспорт на квартиру, при его отсутствии необходимо заказать новый в БТИ (процесс изготовления занимает 15 дней).
  • Архивная форма 9 – в ней можно найти информацию обо всех жильцах, зарегистрированных в квартире. Важно обратить внимание, нет ли в жилом помещении лиц, выбывших из него временно, но не потерявших право проживания, например, отбывающих наказание в тюрьме.
  • Справки из организаций, оказывающих коммунальные услуги об отсутствии задолженности за них.

Дополнительные документы

Подсказать полный перечень документов при покупке жилья в конкретной ситуации сможет профессиональный юрист, который будет организовывать сделку купли продажи квартиры. В статье рассмотрим лишь несколько примеров.

Для того, чтобы купить квартиру, находящуюся в общей собственности супругов, нужно получить согласие второго супруга о продаже жилплощади. Оно составляется в письменной форме и заверяется у нотариуса.

Если в квартире был прописан несовершеннолетний ребенок либо он имеет долю (например, включён в списки приватизации), для сделки понадобится согласие органов опеки и попечительства.

Для покупки комнаты в коммунальной квартире нужны письменные отказы соседей от её приобретения. Они имеют приоритетное право на покупку и, если оно не будет соблюдено, ваш договор могут признать недействительным.

Как провести сделку купли-продажи квартиры: договор

В соответствии со ст.550 ГК между сторонами оформляется простой письменный договор. То есть нет необходимости ни заверять его у нотариуса, ни проходить с ним гос. регистрацию.

Вместе с тем заключение многих договор по продаже недвижимости происходит у нотариуса. Специалист проверяет чистоту сделки и удостоверяет её. Такой договор гораздо сложнее признать недействительным или оспорить в суде.

В соответствии со статьями 554 и 555 ГК в договор обязательно нужно включить информацию о:

  • Сторонах сделки;
  • Приобретаемом жилье: адрес, этаж, количество комнат, площадь (все эти данные можно взять в техническом паспорте);
  • Цене и порядке расчётов (наличный, безналичный, с предоплатой или без).

Если сделка происходит у нотариуса, передачу денег лучше осуществлять в его присутствии. Это позволит избежать мошеннических действий как со стороны продавца, так и покупателя.

Кроме договора сторонам нужно составить и подписать акт передачи жилого помещения. В нём следует отобразить состояние, в котором находится предмет покупки и дату передачи.

Регистрация права собственности

Как говорилось выше, провести сделку купли продажи жилья без государственной регистрации нельзя. Оформление права собственности на нового владельца – это окончательный этап сделки. Пройти регистрацию можно 3 способами:

  • Прийти в территориальный орган Росреестра или МФЦ и подать соответствующее заявление. Требуется явка обоих сторон либо одной стороны с доверенностью от второго лица.
  • Направить по почте заявление с перечнем необходимых документов.
  • Отправить заявку на сайте Росреестра с приложением необходимых документов в электронной форме.

За процедуру регистрации придётся заплатить 1 000 рублей. Квитанция об оплате гос. пошлины прилагается к заявлению и остальным документам.

Обязательное нотариальное удостоверение договоров

Закон предусматривает случаи, когда простой письменной формы договора для реализации жилья недостаточно. К таким ситуациям в частности относится продажа квартиры, имеющей нескольких собственников. Речь идёт о жилом помещении, разделённом на доли, а не о совместной собственности супругов.

Обязателен поход к нотариусу также, если продавцом выступает несовершеннолетний гражданин.

В некоторых случаях нотариальное удостоверение потребуется и при покупке жилья в ипотеку. В этом случае условия о том, как провести сделку купли-продажи квартиры выставляет банк. Если банковская организация поставит покупателю такое условие, придётся идти к нотариусу, чтобы получить заветное жильё.

 

Вернуться в раздел Оформление сделок с недвижимостью